Riigikogu
Riigikogu
Пропустить навигацию

Riigikogu

Конституционная комиссия Рийгикогу отправила на второе чтение законопроект о внесении дополнений в закон о канцлере юстиции (663 SE). В случае принятия законопроекта канцлер юстиции получил бы более прозрачные, чем ранее, полномочия по контролированию розыскной деятельности. 

По словам председателя конституционной комиссии Райта Марусте, скрытый сбор и обработка личных данных, производимые розыскными учреждениями и учреждениями по обеспечению безопасности, являются весьма чувствительной стороной государственной деятельности, серьезно затрагивающей права на семейную и на личную жизнь. Это вопрос надёжности общественной власти и чувства уверенности каждого человека, добавил он. 

«Эффективный контроль в области розыска и обеспечения безопасности — это условие существования демократии и правового государства, в котором законность ведения розыскной деятельности непременно гарантируется правовым производством», — сказал Марусте. «В правовом государстве надзор за розыскной деятельностью не может осуществляться только одним учреждением или оставаться в пределах одного ведомства. Он должен быть распределен между разными надзорными учреждениями по видам надзора, образуя целостную систему надзора за розыскной деятельностью». 

В надзоре за розыскной деятельностью можно выделить такие виды контроля, как судебный, административный, парламентский, экспертный, независимый профессиональный, а также систему подачи жалоб. В инициированном конституционной комиссией законопроекте об изменении закона о канцлере юстиции рассматриваются права и обязанности независимых чиновников, обладающих большими профессиональными полномочиями в системе контроля. 

Канцлер юстиции не оценивает правомерность и обоснованность единичных разрешений, выданных судом, его задача в первую очередь отслеживать, руководствуются ли розыскные ведомства в целом в своей деятельности определенными нормами, правилами производства и надзора. 

Законопроект, который поступит на второе чтение в Рийгикогу 21 октября, предусматривает точную формулировку задачи канцлера юстиции по осуществлению надзора за соблюдением учреждениями государственной власти основных прав и свобод личности и за порядком скрытого сбора личной информации и связанных с ней данных, ее обработкой, использованием и надзора за ней. 

Действующая редакция закона о канцлере юстиции не содержит точной формулировки полномочий канцлера юстиции по надзору за розыскной деятельностью, за скрытой обработкой данных, полученных в ходе розыска и обеспечения безопасности, в том числе за скрытой обработкой личных данных. 

Законопроект обеспечивает большую правовую прозрачность надзора за происходящим в области обработки данных, полученных в ходе розыскной деятельности и деятельности по обеспечению безопасности, и тем самым способствует лучшему обеспечению основных прав и свобод личности.

Обратная связь